?

Log in

Previous Entry | Next Entry

журавль по небу летит

По рабочим делам мне понадобилась картинка с журавлями, и не просто журавлями, а теми, которые летят и подают. И, к полному своему изумлению, я обнаружила, что за прошедшие примерно сорок лет на просторах одной-уже-не-совсем-шестой-части-суши сформировался и активно поддерживается неслабый журавлиный культ: а в последние годы и вовсе шабаш: школьники пишут рефераты, учителя клепают презентации, хор поет, девки в гимнастерках пляшут. Скульпторы ваяют, депутаты башляют, бюджетно, вестимо. Памятник журавлям в каждый населенный пункт. Итак --



Оставив за кадром идеологическое наполнение не совсем свежезародившегося, с 1970-х годов, культа (и даже карго-культа, бо как иначе назвать безудержное стремление администраций всех уровней соорудить птичек понаряднее и побогаче), кратенько обратимся к эстетическому. И даже не столько эстетическому, сколько "откуда взять, если взять неоткуда": или откуда взять? а откуда придется.

Самые первые журавли повышенной монументальности, саратовские -- придуманные в 1976, достроенные к 1982-му -- в данном случае не предмет для обсуждения: для сравнения -- да. Очень условные птички весьма обтекаемой формы -- это, по крайней мере, интересно, да и сама конструкция тоже -- в отличие от памятников, построенных по тому же рецепту.

Вот Саратов, 1982: о нем можно подробно прочитать в вики:

6370017d57ed

Практически параллельно -- чуть позже -- был воздвигнут похожий памятник на трассе М4 под Ростовом, скульптор А.Харьков, 1982: что интересно: скульптор -- местный, памятник -- местный, работы велись не за счет федерального, а за счет областного бюджета, и это оставляет след как в художественных, так и в конструктивных решениях мемориала. Хотя сварные конструкции, числом две, а не три, здесь тоже в наличии, а звезду заменяют целых три колокола. С точки зрения будущего колокола, кстати, оказались куда более перспективным символом.

5376738

Однако интересная работа скульптора Ю.И.Менякина в Саратове, да и в какой-то мере работа А.Харькова тоже -- была воспринята, эээ, современниками, как универсальный рецепт: стела, -дцать метров, облицовка светлая; скульптурные изображения птиц, напоминающие журавлей, металл, 3...12 штук; звезда 1 шт. (можно заменить на колокол); остальное по вкусу и карману. Иначе как объяснить появление вот такого памятника: Кисловодск:

34

Или вот, тут стела одна, эконом-вариант, село Бухты, нач. 1980-х:

07

И тут одна и уже "толстенькая", не сварная, видимо, а железобетонная с облицовкой: село Ободы, тоже СССР:

08

Аналогичных, еще советских, конструкций наберется с десяток; в целом же поголовье журавлей на сегодняшний день исчисляется сотнями экземпляров разной степени фигуристости. Схожие задачи дают схожие решения -- скульпторы всегда лихо подхалтуривали на "местных" памятниках, да и ладно. С учетом этого завершающий стайку позднероссийский журавль, тот самый, о котором говорилось "установить в каждой школе нашего района" -- и ведь установили, судя по всему, -- птичка из Пыть-Яха (ХМАО)-- вполне понятен и без пояснений: скульптор С. Фараносов по эскизу учительницы одной из местных школ:

1

Коленопреклоненный солдат покрупнее:

0_cdefe_3e6da604_XL

Ой, извините, это же из Трептов-парка солдатик. Но как похож! Только вот с головными уборами вышла незадача, прямо как у Ленина с кепками. Вучетич-то не обсчитался.

И еще одна прекрасная пара: и если первый в этой паре памятник -- реально и дело, и память...

9 мая 2002 года на дороге Мга--Кировск на примерной границе максимального прорыва войск Волховского фронта во время 3-й Синявинской наступательной операции в августе-сентябре 1942 г. был установлен памятник "Звезды-журавли". В центре композиции звезда с надписью: "Казахстанцы-акмолинцы. 1941-1944". На трех нижних рядах звезд написаны имена погибших воинов. Сооружен поисковым отрядом "Мемориальная зона" М. К. Кусаинова: вот что он рассказывает: "Пока мы обустроили лишь одну из могил, установив обелиск «Звезды-журавли», признанный ленинградцами лучшим памятником для братских могил. Металлические фрагменты везли из Казахстана в плацкартном вагоне украдкой. Иногда, чего греха таить, приходилось платить проводникам, чтобы нас не высадили. Потом на месте варили фрагменты, бетонировали основание, ставили указатели по маршрутам, обозначили высоты, за которых шли самые жестокие сражения. Все это делали студенты, чтобы родственники погибших могли прийти на могилы, возложить цветы, поплакать, помянуть родных. Мы говорим: пока слеза не упадет на землю, душа бойца не вознесется к небесам".

31_full

Достойное, уместное, самостоятельное дизайнерское решение. И так кажется не мне одной, потому что --

в 2015 году в городе Сочи по инициативе администрации Хостинского района был создан мемориал "Журавли". "История установки памятника сочинцу-солдату несколько запутана: официальный сайт администрации города приписывает идею увековечить жителей города, воевавших в годы Великой Отечественной, главе — Анатолию Пахомову, но существует и другая версия, по которой эта инициатива исходила от жителя Сочи, подполковника в отставке Олега Васильевича Захарченко. По его мнению, в Сочи памятники погибшим есть в разных районах города, но там захоронены воины, умершие в сочинских госпиталях, а сочинцы покоятся где-то от Москвы до Берлина. Во многих сёлах есть памятники землякам-сельчанам не вернувшимся с фронта, а в самом городе нет. Не добившись решения вопроса от местных властей, ветеран вооружённых сил обратился к Президенту России Владимиру Путину. Вскоре ему пришёл ответ, подписанный главой города Сочи Анатолием Пахомовым, в котором информировалось, что работа по разработке эскиза памятного знака начата и скоро будет выбрано место для его размещения... к его созданию были привлечены сочинские архитекторы и памятник получился не только красивым и одухотворённым, но и гармонично включённым в планировочную структуру парка", -- пишет сочинская пресса.

7 мая 2015 года мемориал «Журавли» был открыт. Проект выполнен авторским коллективом: Звуков А. Л., Звуков Л. К., Эйнатов Т. Н., Козин А. П.

sochi-7872

Вот тут даже не знаю, что и сказать. Одно дело -- школьная учительница, добросовестно перерисовавшая для эскиза памятника фигуру солдата работы Вучетича, и совсем другое -- коллектив архитекторов.

Ну а с другой стороны, если вдуматься, чего добру зря пропадать? чего гнить в синявинских болотах, кто что узнает-то. Опять же -- архитекторы и работали над проектом.

Вот, собственно, и вся журавлиная история. Напоследок позволю себе привести одну цитату, которая неотступно преследовала меня все время, пока я ковырялась в птичьей теме:

"На землю ставятся в ряд четыре взлетающих орла: два бронзовых и два чугунных. Ими будут увенчивать другие памятники павшим воинам, чтобы воодушевлять молодежь нашей страны на новую войну, ибо, как весьма убедительно поясняет майор в отставке Волькенштейн, когда-нибудь должны же мы все-таки победить, а тогда - горе врагу! Однако орлы скорее похожи на гигантских кур, которые намерены нестись. Но все это, конечно, будет выглядеть иначе, когда они будут восседать на верхушке памятников".

Но эта цитата не про Синявино, конечно, и не про Саратов.

И да, отличие от коллектива архитекторов мы укажем, откуда взяты обширные цитаты в этом посте -- http://evrazia-povolzhye.ru/liniya-zhizni-i-liniya-fronta-majdana-kusainova/, arch-sochi.ru, Эрих Мария Ремарк "Черный обелиск".

Comments

( 22 комментария — Оставить комментарий )
nantik7
11 окт, 2016 20:27 (UTC)
Позвольте журавлиный штрих в другие рубежи. Это Полоцк (Белоруссия).
P1190677.JPG

Edited at 2016-10-11 20:28 (UTC)
lunteg
11 окт, 2016 20:31 (UTC)
Да; а еще похожие были поставлены в УССР, в УзССР (я намеренно не ставила картинки тех, что за пределами РФ) -- но при всем очевидном сходстве так нагло, как сейчас, не плагиатили.
tima
11 окт, 2016 21:09 (UTC)
не наезжай - в некоторых памятниках не журавли, а гуси!

а кое-где и вовсе аисты.

P.S. А памятники патентуют или что?
lunteg
11 окт, 2016 21:12 (UTC)
и даже утки, но видовое многообразие на совести скульпторов.

Вообще-то существует авторское право -- если, конечно, проект не был выполнен в рамках служебных обязанностей.
handehoch
13 окт, 2016 00:38 (UTC)
Неимущественные права авторов никакие служебные обязанности не отменяют
lunteg
13 окт, 2016 04:31 (UTC)
В теории красиво, на практике --
handehoch
13 окт, 2016 08:24 (UTC)
Собственно, один из первых юристов, консультировавших меня по серьёзным вопросам, растолковывал мою ситуацию имено формате: «По закону – XXX, на практике же – YYY».
Я-то сделал ремарку исходя из права, понятно, что не менее важно изучить правоприменение
zakrit_dver
11 окт, 2016 22:13 (UTC)
Типовые проекты - раз. Второе, сумасшествие началось после песни "Журавли". Каждый желал поставить в своей деревне и отчитаться.
lunteg
11 окт, 2016 22:22 (UTC)
да, Гамзатов руку приложил, конечно. Но "типовыми проектами" массовый советский тематический памятник бы не назвала, скорее "типовая постановка задачи": штоб летели, значится, и чтобы выделенных средств хватило.
zakrit_dver
11 окт, 2016 22:30 (UTC)
В Киеве есть мемориал, посвященный голодомору. Там журавли, крест, девочка-анорексичка. Мед, говно и пчелы в одном флаконе. В общем, воткнули все, на что фантазии хватило.
lunteg
11 окт, 2016 22:33 (UTC)
в питере и около журавлиных мемориалов аж три, если считать с синявинским, и в прошлом году замахнулись еще и на четвертый -- памяти жертв авиакатастроф, но с ним, насколько я понимаю, воз и ныне там, его делают на пожертвования.
zakrit_dver
11 окт, 2016 22:44 (UTC)
Там какая-то некрасивая история была и с вручением этих журавлиных статуэток, и с задержкой выплат. Уже не помню, но в Сети можно поискать.
lunteg
11 окт, 2016 22:49 (UTC)
ну, я так не углублялась, просто отметила для себя, что ремарковские орлы благополучно переквалифицировались в отечественных журавлей широкого профиля
overtext
12 окт, 2016 05:18 (UTC)
С одной стороны понятие "авторское право" в СССР было размытым и условным, у каждого художника-оформителя были папки с вырезками и открытками - совершенно халявные "стоки", никому и в голову не приходило, что голубь или гвоздика имеют автора, и поэтому... с другой стороны - если есть образец, где-то уже стоят журавли, значит парторг не побоится и утвердит проект.
lunteg
12 окт, 2016 05:39 (UTC)
да, это было некое общее (место) визуальное пространство, и добавим еще к нему художественные комбинаты, ан масс анонимные, строгавшие лукичей и девушек с веслами: но то, что выходило за их границы, заимствовать все же было не принято -- или принято, но тогда это был кристаллизованный девиант или, позднее, пост-модерн. С Трептов-парком, если бы не тираж в 15 штук, можно было бы как раз кивнуть на наив, а вот с сочами уже никак, это -- в отсутствие указания источника вдохновения -- откровенный тыринг
overtext
12 окт, 2016 05:52 (UTC)
Сочи это 2015-й уже, спрос другой,конечно.
А так да - комбинаты. Пыть-Яха надо на год смотреть, если СССР - то, норм, нет проблемы. Был эталон - Вучетич, и серия - всё остальное. Правда, денег эталон с серии не увидел, но, там и экономика совершенно другая была.
lunteg
12 окт, 2016 05:53 (UTC)
Пыть-Ях -- тоже 2015.
overtext
12 окт, 2016 05:56 (UTC)
значит - девиант.
lunteg
12 окт, 2016 05:57 (UTC)
ну да, с креном в тиражную кустарщину )
overtext
12 окт, 2016 06:01 (UTC)
ага, "других скульптОров у меня для вас нет!".
lunteg
12 окт, 2016 06:03 (UTC)
зато эти Наши Земляки же )
overtext
12 окт, 2016 06:05 (UTC)
скорее всего - да.
( 22 комментария — Оставить комментарий )