Category: искусство

ПВХ

Холст, масло, Плющиха

Порфирий-Лебедев1

Порфирий Маркович Лебедев (1882-1974) родился в селе Камешки Николаевского уезда Самарской губернии в семье священнослужителя. Его склонность к рисованию начала проявляться еще в Николаевском духовном училище, куда его отдали родители, полагая, что их способный сын со временем станет священником. После уездного духовного училища последовала самарская духовная семинария, но Лебедев отказался от духовной карьеры и уехал в Санкт-Петербург, где поступил в частную школу рисования. Через некоторое время хозяин школы поспособствовал переводу Лебедева в педагогические классы при Императорской Академии художеств. Выйдя из классов Академии, П.М. Лебедев занялся, в основном, преподавательской деятельностью.

Советскую власть Порфирий Маркович принял спокойно: продолжал работать. С 1922 года живет в Москве. Большевики тоже не увидели в нем классово чуждого элемента. Поэтому художник учил в кремлевской школе детей работников ВЦИК, преподавал в институте Красной профессуры будущим хозяевам нового мира и рисовал веселые картинки для «Мурзилки» и «Пионерской правды». Помимо этого Порфирий Маркович писал серьезные картины и участвовал в выставках.

В 1937 году Лебедев был арестован и отправлен в ГУЛАГ. В 1943-м году Порфирия Марковича неожиданно освободили, но не восстановили в правах. Он жил в пригороде Уфы, перебивался случайными заработками и писал полотна, которые, как он думал, никогда не увидит публика.

В 1956 году, когда началась хрущевская оттепель, Порфирий Маркович получил возможность переехать в Москву. Но в союзе художников его восстановили только десять лет спустя, то есть в 1966 году. Это был формальный жест. Мастеру было уже 84 года. Умер Порфирий Маркович в 1974 году в Москве.

...Никаких родственников П.М. Лебедева в Пугачеве не осталось. Не известна нам и судьба потомков именитого мастера... (с сокращениями с сайта www.pugachevskoevremya.ru).

Двор на Плющихе, 1960-е гг.
e99abc3d5c0eaa8952f6c0256cf911c9

Collapse )
ПВХ

Люби меня как я тебя -- 1

В плюшевом альбоме моей бабушки открытки с рынка занимали непочетное последнее место. В детстве, долистав семейный фотоальбом до конца, я каждый раз сильно озадачивалась, а кому, собственно, приходятся родственниками симпатичные котятки с телефонной трубкой, и за какие заслуги с ними соседствует пара черно-белых глянцевых пучеглазых пупсов с растрепанным букетом. Почтовые открытки в альбомах хранить можно, это я знала, бо дед с другой стороны собирал все художественное, что только можно было собирать, в репродукциях, естественно. Но у этих бабкиных сироток (а как их еще назвать, если они никому не родня?) на обороте не было традиционного Почтовая карточка или, на худой конец, Carte Postale, у них там вообще ни-че-го не было, вроде как они прикидывались обычными фотографиями.

Такие же "фальшивые" фотографии я видела у бабушкиных соседок (не подружек -- это важно: бабка была женщина провинциальная, но интеллигентная, и с соседями приятельских отношений не поддерживала). Соседские картинки были гораздо разнообразнее и завлекательнее: на них были томные девы с точеными профилями, элегантные мужчины, кудрявые дети, сердца, подковы, клевер-четырехлистник и розы-розы-розы. И вся это роскошь, как правило, раскрашена синим, желтым, красным, как бумажные цветы к Первомаю или на кладбище.

Откуда они берутся -- я терялась в догадках: в магазинах и киосках Союзпечати были совсем другие открытки: дурно напечатанные художественные и красивые поздравительные. На мой вопрос взрослые невнятно отвечали, что раньше такие открытки продавали на рынке: когда меня водили в городскую баню с последующим заходом в близлежащий колхозно-кооперативный загон, там таких красот не обнаруживалось. Что характерно, там не было и подсмотренных в "Операции Ы" глиняных кошек-копилок и ковриков с русалками и лебедями: видимо, промысел пришел в упадок, не найдя спроса у эстетически образованных народных масс, догадывалась я. Что ж, тем лучше, значит, эти самодельные фотооткрытки -- редкость, и их очень интересно будет коллекционировать (что собирать редкое увлекательнее, я тоже знала от деда с другой стороны).

Collapse )

В общем, я не удержалась, и натаскала к себе в нору несколько сотен сканов фотосамиздата и с десяток реальных открыток, в подметки не годящихся виртуальной коллекции (где, как известно, у каждой картинки есть свой хозяин) -- видимо, для тренировки тактильных ощущений. Но, я надеюсь, хозяева реальных собраний не будут сильно обижены, тем более, что самые продвинутые из них предусмотрительно пометили свои сканы. А кто не пометил, но желает быть увековеченным -- welcome.

Выкладывать анилиновую красоту я буду сериями: сначала тематическими, потом, если не надоест, немножко технологическими (эта сторона мне наиболее интересна). И начну, пожалуй, с самого завлекательного -- поэтического -- пралюбофф.

1534401552

Collapse )

Вот за что я люблю единички и нолики, так это за компактность. Одна только неприятность -- под анилин пришлось завести отдельный фликровый аккаунт, пароль от которого я обязательно просру. На нем можно рассмотреть картинки в подробностях и почитать еще, бо в посте выложена примерно треть любовно-поэтических открыток.
ПВХ

об атрибуции и не только

"Приносят ему, например, предполагаемый портрет молодого декабриста-гвардейца, -- Глинка* с нежностью глянет на юношу прадедовских времен и вздохнет:

-- Да, как приятно, декабрист-гвардеец; правда, шиться на воротнике нет, значит, не гвардеец, но ничего... Какой славный улан... хороший мальчик, уланский корнет, одна звездочка на эполете -- звездочка, правда, была введена только в 1827 году, то есть через два года после восстания декабристов, -- значит, этот молодец не был офицером в момент восстания. Конечно, бывало, что кое-кто из осужденных возвращал себе солдатскою службою на Кавказе офицерские чины -- но эдак годам к тридцати пяти -- сорока, а ваш мальчик лет двадцати... да и прическа лермонтовская, такого зачеса в 1820-30-х еще не носили... Ах, жаль, пуговицы на портрете неразборчивы, а то бы мы определили и полк, и год.

Так что не получается декабрист никак -- а вообще славный мальчик".

* Владислав Михайлович Глинка (1903-1983) -- историк, сотрудник Эрмитажа, литератор. Цит. по: Глинка В. Воспоминания о блокаде. СПб, Лимбус Пресс, 2010.

Великолепная, надо сказать, книга получилась: еще цитату, уже с подачи составителя и автора живых, неформальных комментариев о людях и местах, Михаила Глинки (а пишет Н. Эйдельман):

"Зачем нам нужны эти детали отношений давно ушедших людей, вещественные доказательства существования уже исчезнувшего мира, поименный состав участников давних событий? Зачем-то, оказывается, нужны, и притом очень многим. Этим многим важно не только то, что человек сказал или написал,а кто он. Кого это я слушаю? Кого читаю?.. это попытка сохранить хоть несколько квадратных сантиметров краски огромного полотна, ныне почти осыпавшегося..."

И еще: "Говорят, будто Владислав Михайлович осердился на одного автора, упомянувшего в своем вообще талантливом романе, что Лермонтов "расстегнул доломан на два костылька", в то время как ("кто ж не знает!") "костыльки" -- особые застежки на гусарском жилете-доломане -- были введены в 1846 году, через пять лет после гибели Лермонтова: "Мы с женой целый вечер смеялись..."

Смеялись -- автор и редакторы не знали про число застежек. А вот в бумажном издании лунгинского "Подстрочника", например, современные наши редакторы Бабеля и Олешу -- так, слегка, -- попутали... Но тут смеяться уже как-то совсем не хочется.
ПВХ

Иван Горбачев -- I

В первой части я соберу картинки, так или иначе имеющие отношение к биографии художника. Естественно, что деление "из жизни" -- "из головы" очень условно: но как "Красный матрос" при размещении иллюстраций начал с биографического блока, так и я разделю материал на две части, обе повествовательные и пронзительные. В тексте биографии практически к каждой картинке из этого блока есть пояснения автора -- и я еще раз повторю, что этой книжкой стоит обзавестись обязательно, хотя бы для того, чтобы был повод внимательно и осмысленно рассмотреть все детали (в картинах нет ничего случайного и "для красоты"): а для чего вообще все это нужно, вы и сами знаете.

17

...Наконец-то я собрался написать повесть о своей жизни и всех моих деяниях, прошедших как по моей воле и не только оной, а также все, что меня окружало -- это природа, люди, так или иначе влиявших на мое поведение. Родился я 14 апреля 1923 года в деревне Чертова Мошенского района Новгородской области...

Collapse )

65

Источники: Про художника Ивана Горбачева. СПб, "Красный матрос", 2010; www.bilarius.ru
ПВХ

2-й Вражский переулок, дом 3

81b419be64ac

Там, в глубине кадра, за забором, стоит четырехэтажный дом, бывшее владение купцов Бородиных, сдававшееся поквартирно, покомнатно, углами и покоечно работягам с близлежащих фабрик, еще один отросток легендарной хулиганской "бородиновки". Даже национализированный, дом до послевоенных времен продолжал оставаться странным конгломератом коммуналки и общаги. Жить в нем было плохо: он стоял в низинке, в окнах всегда темно, в комнатах сыро. Полы на первом этаже притягивались землей настолько неравномерно, что бутылка, уложенная на бок, бодро катилась в угол, к своим товаркам, проделавшим это путешествие раньше. Пару запущенных до предела квартир отдали под мастерские художникам, в других, повыше, жили самые обычные люди. В 2004 году дом расселили, в новое жилье выехало шесть семей (22 человека), и все они, наверное, были вполне счастливы. Но все же, все же...

Это же совсем невозможно, чтобы все исчезало в никуда. Не догадались сфотографировать, не такая уж красота -- зато художница Анна Чарина написала маленький этюд.

anna_charina_dvor_na_plushihe

Сейчас на этом месте один из корпусов жилого комплекса "Три тополя".

1
ПВХ

проигрышная лотерея -- 2

Не выдержав и суток, дам ответы. Вряд ли возможно по одной, не самой характерной и дурно напечатанной картинке узнать художника -- но, тем не менее, koroleni и paszec это удалось: та-дамм!

Итак, вчерашняя картинка и к ней более характерная пара для сравнения:

01 -- Андрей Андреевич Брей. И не говорите, что его картинок никто и никогда не видел: он проиллюстрировал множество детских книжек, а в последние годы жизни тесно сотрудничал с журналом "Мурзилка".
01

Brey

Подробнее о Брее вот в этом скане: http://evgenyii.livejournal.com/123570.html

Collapse )
Вот как-то так. Я больше не буду
Наверное, весь этот пост о том, что в переломные годы, если посмотреть очень широко, множество людей начинает заниматься не слишком свойственным им делом: результат не всегда идеален? каноничен? Здесь живописцы и колхозники, да и просто молодые люди без определенной профессии лабают заказную журнальную графику, понятно, что ради куска хлеба -- кто-то из них становится известным, кто-то -- чернорабочим. Они молоды и голодны, они рассчитывают на себя, свои способности и умения, свой талант, свое призвание -- ремесленника ли, творца -- все равно. Лишнее отсеется, востребованное останется.
ПВХ

одиночество друг одиноких. О художнике-примитивисте Иване Никифорове

Из дневника Ролана Быкова, май 1986 года:

"И. Никифоров умер 4 сентября 1971 года перед выставкой в ЦДЛ, которая состоялась 5 января 1972 года. (Родился 29 августа 1897 г., деревня Монаково близ Вереи.) Выставка была наиболее полная. Потом была однодневная выставка в Доме художника на Кузнецком и в училище Федоскино (миниатюры). В редакции "Советская культура" была выставка в начале 1971 г. или в конце 1970 г., Никифоров был жив. Есть кусочки -- Никифоров на выставке...

nikiforov

Автопортрет:

P1010623

На выставке в ЦДЛ была дочь Валентина -- она рыдала. (Они его считали чокнутым.) Жена баптистка -- отношения сложные. (Есть даже несколько антирелигиозных картинок: черти несут попов жарить.) Мотался на заработки в Москву, жил в общежитии -- в доме были нелады. Его не кормили в 1965 г. дома. У него была тридцатирублевая пенсия, из нее он покупал обои, дешевые краски и ел. (Из обойных картинок много утрачено. Из Дома самодеятельного творчества большое количество "рисунков на обоях" взяли на выставку, но кто-то уволился, и картины пропали.)

Collapse )
Прошла мода, прошла целая жизнь -- как и у всех, в никуда.